О стилях лидерства

Когда мы говорим о лидерстве, то довольно часто наделяем лидеров качествами, которые традиционно относятся к разряду «мужских». Должна ли современная женщина перенимать мужскую модель поведения, чтобы стать эффективным лидером? Существуют ли в принципе «мужские» и «женские» типы лидерства?
С одной стороны в сексуальность мужчин и женщин самой природой заложены разные стратегии поведения. У мужчин это: преследование, контроль, захват объекта и доминирование. У женщин – привлечение, соблазнение, удержание объекта и стремление к согласию и объединению.
С другой стороны современный мир изменил современную женщину: мы носим брюки и строгие костюмы, курим, управляем отделом, компанией, городом, отраслью. Мы стали жестче и требовательнее к себе и окружающим — это объективная действительность. Далеко не всегда это идет на пользу, и слова «Бизнес Вумен» стали именем нарицательным, которое произносят с иронией.
При этом мы продолжаем жить в патриархальной стране, и наши действия оцениваются окружающими, исходя из старых традиций и представлений о том, как должны вести себя женщины и мужчины. Например, одни и те же действия руководителя, будь то мужчина он или женщина вызывают различную ответную реакцию. Не редки случаи, когда твердое директивное решение, принимаемое мужчиной, воспринимается нормально, к его мнению прислушиваются подчиненные и коллеги, если же это делает женщина, она рискует получить звание стервы, на нее можно обидеться, ее можно проигнорировать или тем паче наказать. Вы все были свидетелями этих тенденций, происходивших в нашем городе, России или на Украине.
Стремясь получить желаемое, иные женщины, пускают в ход различные уловки, но большинство этих приемов, не совсем подходят для мира бизнеса и делового партнерства. Кокетство, хитрость, «игры в слабость», срабатывают, но не у всех и не всегда, а в следующий раз страх потерять имидж делового человека и уважаемого партнера, заставляет женщину вести себя скованно и формально.
Чтобы разобраться в этом вопросе, Ан Каммингс предлагала участникам своих семинаров составлять списки прилагательных, определяющих характерные черты лидеров-женщин и другие списки, с чертами лидеров мужчин. Она отмечала, что на протяжении более пяти лет между ними становится все меньше явных отличий. Это подводит к мысли, что представления о том, что в действительности делает лидера эффективным, меняются. По ее словам, сегодня образ лидера сочетает в себе и «мужские», и «женские» черты.
При этом, когда речь заходит об отличиях в стилях лидерства, людям свойственно рассматривать вопрос сквозь призму социального контекста.
Большинство из нас осознавая отличия «мужской» и «женской» ролей, ожидает от людей, что они будут вести себя определенным образом в зависимости от того, к какому полу они принадлежат. А когда наши ожидания не оправдываются, мы склонны занижать лидерские способности индивидуума, не взирая на то, насколько он в действительности был эффективен как лидер.
«Мужчина и женщина могут вести себя одинаково, но если они оба ведут себя агрессивно, то женщина оцениваются как менее эффективный лидер, поскольку подобное поведение более характерно для мужчины». Исследования Каммингс доказывают, что в лабораторных условиях, где отсутствуют факторы влияния внешней среды, лидеры-мужчины оцениваются как более эффективные, нежели лидеры-женщины. То есть несмотря на то, что мужчины и женщины демонстрируют одинаковые результаты, представление об их эффективности отличается.
В действительности степень, в которой женщинам приходится руководствоваться «мужскими» или «женскими» моделями поведения, в значительной мере определяется тем, какова культура организации. Дело вовсе не в том, какой стиль руководства лучше – «женский» или «мужской». Совет женщинам-руководителям внимательно изучить свое окружение и понять, какова культура компании или данной группы людей. Имея представление о том, какой стиль лидерства ближе для организации, можно и нужно корректировать свой собственный.
Для того чтобы определить и собственный стиль лидерства, и стили других людей в вашем окружении, вы можете использовать опросник Сандры Бэм (Бем), содержащий 60 женских, мужских и нейтральных характеристик.
В свою очередь, как утверждает К. Хорнер, важными факторами, снижающим возможности женщин занимать лидирующие позиции, является стремление приспосабливаться к желаниям мужчин и видеть себя такими, какими хотят их видеть мужчины. Он описал интересный феномен под названием «страх успеха», в основе которого лежит психологическое избегание успеха из-за внутреннего страха, не имеющего рационального объяснения. В основе этого феномена, по мнению автора, лежит страх перед его внешними побочными последствиями. Женщин пугает потеря женственности, привлекательности для мужчин и возможная расплата за успех — социальное отвержение. В этом немаловажную роль может сыграть отсутствие позитивного примера. Людям, как и всем высшим животным, свойственно учиться, подражая примеру схожих особей, а поднимаясь по профессиональной лестнице, женщина все реже и реже встречает других женщин и постоянно находится в мужской компании.
Исследования Дж.Виткин, С.Картер, М. Хеннинг и А. Жарден отмечают следующие закономерности.
1) Женщины в среднем гораздо позже мужчин начинают заботиться о личной карьере. В итоге, когда от женщины ждут исполнительности, аккуратности, пунктуальности, она теряет инициативу, независимость, решительность и самостоятельность.
2) Женщины по своей натуре менее склонны к риску. Сомнения и колебания заставляют их перестраховываться и действовать более осмотрительно, а порой откладывать до лучших времен важные, решения.
3) Женщины, как правило, недооценивают роль личных контактов и связей, пользы взаимных услуг, протекционизма и неофициальных отношений. Подозрительность и нетерпимость по отношению к возможным соперницам, не позволяют женщинам объединиться и эффективно сотрудничать, оказывая помощь друг другу.
Складывается впечатление, что удержать равновесие в этом взаимодействии сложно, иногда опускаются руки, возникает досада и приходится смириться с тем, что удел современной женщины либо следить за домом и растить детей, либо стать «воительницей Бой-бабой» и потерять женское лицо. Однако есть третий путь, по нему идут те, кто использует прекрасные способности, заложенные в нас самой природой. Ведь именно женщины — прирожденные переговорщики и искусные слушатели, интуитивно чувствующие настрой собеседника.
Переговоры, в том числе и деловые, это многогранное искусство, в котором важно не провоцировать собеседника на соперничество или снисхождение, а вызывать доверие, интерес, уважение, желание решать вопросы именно с вами, прислушиваться к вашему мнению.
Такой эффект достигается гармоничным сочетанием казалось бы противоположных проявлений: «Сила», как энергия и уверенность и «Эмпатия», как способность чувствовать настрой собеседника и поддерживать доброжелательную атмосферу общения. Их очевидная, с первого взгляда, несовместимость на поверку может сочетаться в поведении одного человека. Это в свою очередь позволяет развивать две другие составляющие делового общения: «Твердость в достижении своей цели» и «Гибкость в выборе пути», в условиях непрерывно меняющихся обстоятельств.
Чтобы определить свой «профиль поведения» в переговорах, приготовьте ручку и бумагу и ответьте последовательно на предложенные вопросы:
— Сколько в среднем переговоров вы проводите в неделю? (Вспомните все возможные варианты.)
— Какая доля этих переговоров завершается желаемым для вас результатом?
— Какие из них ярче Вам запоминаются? Отметьте их для себя.
— Вспомните те, которые вы сочли неудачными и выпишите их. Что их объединяет?

Давайте вместе проанализируем ваше состояние и поведение в этих переговорах. Для этого мы используем четыре дихотомии, отражающие определенные характеристики поведения.