Вредные советы организатору корпоративного обучения

Недавно вспомнила беседу со своей старой знакомой, руководителем отдела сбыта крупной компании. Она утверждала, что тренинги абсолютно бесполезны и невозможно научить человека продажам или общению. Наша беседа состоялась несколько лет назад, и тогда я готова была с жаром доказывать обратное. Теперь, вспоминая ее слова, я рада согласиться с этим. Скорее я бы добавила, что при определенных условиях они даже вредны для компании.

Мое внутреннее отношение к корпоративному обучению изменилось кардинально. Методы, цели и задачи бизнес тренера видятся уже по-другому. Есть и позитивный опыт, и долгосрочный успех. Теперь я знаю, что всегда надо помнить 5 основных правил, чтобы сделать тренинг вредным для компании и персонала или, как минимум, бесполезным. В этой статье я готова поделиться этими правилами с вами, чтобы при планировании и проведении обучения сотрудников, вы всегда знали какой можете получить результат.

Правило первое: При выборе поставщика образовательных услуг ищите самые дешевые предложения.
Как человек разумный конечно смотрите в первую очередь на цены. Ведь «тренинг — он и в Африке тренинг», зато удастся сэкономить деньги компании. Мероприятие проведено, план по обучению выполнен, сотрудники должны быть довольны, руководство тоже, а денег потрачено минимум. Это повод для гордости.
Какая может быть разница между опытным мастером или новичком, между профессионалом и дилетантом?
Что такого особенного могут сделать мастера в сравнении с учениками?
Колбасу Вы тоже самую дешевую едите?

Правило второе: Держите в тайне от тренера проблемные зоны и возможные способы их решения в работе ваших сотрудников.
Он ведь и так кучу денег получит, пусть сам и догадается. Назвался профессионалом — вот и доказывай, какой ты прекрасный! Мало того, что вы позволили ему тратить драгоценное время Ваших людей, он еще пытается претендовать на Ваше. Пусть тренинг будет без всяких предварительных обсуждений и максимально коротким по продолжительности. Типовая программа от и до, вызубренная наизусть — лучший способ доказать всем, что тренинги бесполезны а Ваши подчиненные повальные болваны. Есть еще одна опасность разглашать тайны компании — а вдруг и в самом деле тренер найдет недоработку или даже ошибку в управлении и тогда придется что-то менять. Ведь все знают, что менять — это плохо, неудобно и опасно.
Стоит ли рассказывать в кабинете врача обо всех ваших симптомах?
Какое лекарство действеннее, то, что широко рекламируют в СМИ или то, которое указано в рецепте?
Как Вы будете себя чувствовать, если выбранный Вами «народный» способ лечения не помог?

Правило третье: Всем планируемым участникам тренинга в приказном порядке сообщите о тренинге не раньше, чем за 2-3 дня до начала и пригрозите штрафом за неявку.
Таким образом, они сразу поймут кто здесь начальник, а Вы проверите, как они Вас боятся. Не зря же говорят: «боится — значит уважает, уважает — значит любит». Только таким способом можно воспитать лояльность персонала к компании, руководству и обучению. К тому же вы обеспечите 100% посещения.
Как Вы сами реагируете на неожиданные обстоятельства?
Что Вы скажете о событии, поломавшем ваши планы и привычный ритм жизни?
Как часто в жизни Вам хочется использовать то, что вам навязали насильно?

Правило четвертое: Не оставляйте тренера наедине с вашими людьми, он без вас не справится.
Можете неожиданно входить в учебный зал и регулярно спрашивать тренера в присутствии участников: «Все ли на месте? Как они себя ведут? Есть ли надежда, что из них выйдет толк? Вы мне все потом про них расскажете?». Такое поведение не останется незамеченным вашими сотрудниками, и они оценят вашу заботу и внимание. Будут стараться, трудиться изо всех сил. А еще лучше применить другой способ контроля. С суровым видом сидите в помещении, где идет тренинг, наблюдайте за всеми, а когда кто-то ведет себя неправильно, сразу делайте замечание: «Маша, почему ты ничего не говоришь? Света, тебе пора замолчать! Михаил, записывай все, а то забудешь!» и добавить «Конспекты проверю у всех».
Как вы реагируете на замечания и требования окружающих?
Умеете ли вы соблюдать спокойствие и эффективно работать в условиях тотального контроля?
Комфортно ли Вам, когда за процессом Вашей работы пристально наблюдают и оценивают Ваши действия?

Правило пятое: После того как тренинг окончен, ни в коем случае не прислушивайтесь к рекомендациям тренера.
Тренер — человек чужой и далекий от жизни, ему никак не понять особой специфики вашей компании и вашего бизнеса. В книжках все пишут красиво, а теория и практика далеки друг от друга. Забудьте навсегда все, чему он учил ваших сотрудников и советовал вам. Участники сами должны начать сразу работать лучше только потому, что за обучение заплачены деньги. Ну а если не начнут, вы лишний раз убедитесь, что деньги заплачены зря.
Зачем прислушиваться к рекомендации механика, он же не может знать лучше Ваш автомобиль, чем Вы сами?
Всегда ли Вы сами будете соблюдать определенные Правила, если будете знать, что нарушение их ничем Вам не грозит?
Будете ли Вы обвинять врача в некомпетенции, если не выполняли рекомендованного им режима и лечения?

Соблюдение хотя бы одного из правил обязательно принесет ожидаемый результат. И тогда можно будет уверенно утверждать, что тренинги и корпоративное обучение вредны или как минимум бесполезны.

К счастью, в моем опыте чаще бывает иначе, но это другая история.

Бирюкова Анастасия
2010 г